«Объект 140» Опытный средний танк
СССР
В рамках создания принципиально нового среднего танка в начале 1950-х в «отделе 520» (позднее — ОКБ-520, УКБТМ ) УТЗ (г. Нижний Тагил) под руководством Главного конструктора А.А. Морозова было начато проектирование среднего танка «Объект 140» . В 1951 году , на стадии компоновки его корпуса и трансмиссии, разногласия между инженерами ОКБ , дирекцией завода и представителями заказчика относительно основных принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка привели к переходу части конструкторов во главе с А.А. Морозовым в КБ-60 при заводе №75 (ныне — ГП «Завод имени В.А. Малышева», г. Харьков). Там, используя многие оригинальные решения, разработанные для «Объекта 140», коллектив КБ-60 начал создание танка «Объект 430» . Работы по танку «Объект 140» продолжил Л.Н. Карцев , назначенный в марте 1953 года Главным конструктором КБ УТЗ .
«Объект 140» имел классическую схему общей компоновки. Как и на предыдущих послевоенных средних танках , место механика-водителя было смещено к левому борту корпуса. Сварной корпус имел гнутые бортовые листы переменного профиля, вместе с лобовым листом они выступали вверх таким образом, что защищали погон башни от пуль и осколков. Для уменьшения массы танка, кроме гнутых бортовых листов, применялись изготовленные из алюминиевого сплава крыша МТО и опорные катки. «Объект 140» получил новую литую башню с вварной крышей сферической приплюснутой формой, для удобства работы заряжающего была предусмотрена высокая башенка.
Для снижения загазованности боевого отделения конструкторы Ю.А. Ковалев, В.М. Быстрицкий, Е.Е. Кривошея и Ю.С. Цыбин предложили внедрить механизм выброса стреляных гильз. Принцип его работы был таким: экстрактируемая гильза попадала в ловушку механизма выброса, в задней части башни открывался специальный люк и гильза пружиной выбрасывалась наружу, после чего люк закрывался. При выстреле во время отката пушки механизм взводился для очередного броска. Испытания показали, что это устройство позволило сократить загазованность в танке более чем в два раза и избавило экипаж от необходимости укладывать гильзы на место использованных выстрелов. (В дальнейшем это решение было использовано при создании среднего танка «Объект 165» .)
На танке устанавливался 12-цилиндровый дизель В-36, являвшийся модификацией двигателя типа В-2. Для уменьшения высоты МТО с целью снижения общей массы машины двигатель был повернут одним блоком цилиндров к днищу. Двигатель имел эжекционную систему охлаждения и воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли. В топливной системе применялись баки-стеллажи, получившие в дальнейшем широкое распространение в отечественных танках.
Трансмиссия состояла из планетарной коробки передач, объединенной в одном картере с планетарным механизмом поворота, и двух планетарных однорядных бортовых редукторов. Коробка передач обеспечивала получение 6 передач переднего и одну передачу заднего хода. Во фрикционных устройствах впервые применялись диски трения, работающие в масле. Приводы управления трансмиссией были гидравлическими.
В ходовой части со стороны каждого борта устанавливалось по 6 двухскатных опорных катков, телескопические гидроамортизаторы на передних и задних узлах торсионной подвески, поддерживающие катки, а также ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами.
По видимому, первоначально «Объект 140» предполагалось оснастить имеющимся на то время нестабилизированным орудием типа Д-10Т, но к середине 50-х ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова предложило для использования на танках более совершенную 100-мм нарезную пушку Д-54Т (её опытный образец проходил испытания на опытном среднем танке «Объект 139» ), а ЦНИИ-173 разработало к ней двухплоскостной стабилизатор «Молния». Таким образом, «Объект 140» получил пушку Д-54ТС с эжектором и стабилизатором вооружения «Молния» (по другим данным, был использован стабилизатор «Метель» — такой же, как и на «Объекте 430» ). Дополнительно танк вооружался спаренным с пушкой и курсовым пулеметами калибра 7,62 мм.
«Объект 140» был оснащён прицелом ТШ-2, ночным прицелом ТПН-1, радиостанцией Р-113, ТДА .
К 1957 году в Нижнем Тагиле было построено два опытных образца танка «Объект 140». Сравнительные испытания с харьковским «Объектом 430» на полигоне НИИБТ в Кубинке выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии «Объекта 140». Например, необычное расположение двигателя поперек корпуса в наклонном положении затрудняло доступ к нему при эксплуатации и войсковом ремонте и требовало конструктивной доработки для установки в танк. Вскоре, по этим причинам и из-за проблем в КБ , по инициативе Л.Н. Карцева «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.
В 1961 году , продолжая эволюционное развитие удачного Т-55 на базе наработок по «Объекту 166» (в серии — Т-62) и ходовой части «Объекта 140», нижетагильцы создали опытный средний танк «Объект 167» .
Характеристики | «Объект 140» | ||
Боевая масса, т | 37,6 | ||
Экипаж, чел | 4 | ||
Длина с пушкой вперед, мм | ок. 9900 | ||
Длина по корпусу, мм | ок. 6200 | ||
Ширина, мм | ок. 3270 | ||
Высота по крыше башни, мм | ок. 2400 | ||
Клиренс, мм | 425 | ||
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,83 | ||
Вооружение (боезапас) | 100-мм танковая пушка Д-54ТС (34) два 7,62-мм пулемета СГМТ (3500) |
||
Броневая защита, мм - лоб корпуса - лоб башни |
100 240 |
||
Двигатель | дизель В-36 | ||
Мощность двигателя, л.с. (кВт) | 700 (517) | ||
Максимальная скорость, км/ч | 64 | ||
Запас хода по шоссе, км | 400-500 | ||
Преодолеваемые препятствия: - крен - брод |
30° 1,4 м |
Фотогалерея
Если Вы зашли на сайт "со стороны", то можете воспользоваться вышестояшим разделом Бронетехника или зайти на Главную страницу сайта