Легкий танк AMX-13
Франция
До настоящего времени на вооружении сухопутных войск Франции все еще находятся легкие танки АМХ-13 (около 230 единиц), производившиеся фирмой "Крезо-Луар" с 1953 года. Всего выпущено более 3000 таких танков, большая часть которых была поставлена ряду стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Особенностью легкого танка АМХ-13 является наличие качающейся башни, в верхней части которой установлена пушка калибра 90 мм. Первоначально использовалась 75-мм нарезная пушка. Некоторое количество вооружено 105мм орудием, а на части машин смонтированы пусковые установки ПТУР SS-11. С 1973 года в танковые и механизированные полки бронетанковых дивизий Франции стали поступать плавающие гусеничные боевые машины пехоты АМХ-10Р, которыми заменялись устаревшие гусеничные бронетранспортеры AMX-VTT M56. Французским сухопутным войскам поставлено более 800 таких БМП.
Сварной корпус из алюминиевого сплава обеспечивает защиту от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Для посадки и высадки десанта в корме машины имеется откидывающаяся аппарель с электроприводом. На крыше два люка. На двухместной литой башне справа установлены 20-мм автоматическая пушка М693 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Система двойного боепитания орудия позволяет наводчику вести огонь осколочно-фугасными или бронебойными снарядами с эффективной дальностью стрельбы 1500 м. Техническая скорострельность орудия 700 выстр./мин. Углы наведения от -8° до +50°. Десант может вести огонь из личного оружия через открытые люки на крыше корпуса и две амбразуры в аппарели. Бортовых амбразур нет. На части БМП АМХ-10Р установлены по две пусковых установки ПТУР "Милан" с десятью ракетами, хранящимися в корпусе машины. Моторно - трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса справа. Многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения HS-115 V-8 фирмы "Испано-Сюиза" выполнен в едином блоке с гидромеханической трансмиссией, имеющей четыре передачи переднего хода и одну заднего. Емкость топливных баков 530 л. Подвеска машины торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом и пятом опорных катках. Гусеницы металлические с резинометаллическим шарниром и съемными резиновыми подушками. Движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц или с помощью водометных движителей со скоростью до 7,2 км/ч. БМП АМХ-10Р явилась базой для создания целого семейства машин различного назначения. В их числе командно-штабная АМХ-10РС (экипаж шесть человек и различная аппаратура связи), ремонтно-эвакуационная АМХ-10ЕСН (кран грузоподъемностью 6 т), а также машина передовых артиллерийских наблюдателей АМХ-10SAO (система управления огнем "Атила" и комплект навигационного оборудования), самоходная пусковая установка ПТУР "Хот" (боекомплект 18 ракет), самоходный 120-мм миномет (60 мин), машина огневой поддержки АМХ-10РАС90 (90-мм пушка, боекомплект 30 выстрелов).
В 1981 году фирмой "Лор" была продемонстрирована новая многоцелевая легкая гусеничная бронированная машина VPX-5000. К настоящему времени изготовлено более десяти ее опытных образцов. Машина имеет сварной стальной корпус, в передней части которого справа находится моторно-трансмиссионное отделение. Она приспособлена для размещения различных систем вооружения, в том числе пусковых установок ПТУР "Хот" или "Милан", 20-мм автоматической пушки или пулеметов. На ее базе создан 120-мм самоходный миномет VPX-40M (максимальная дальность стрельбы 13 км, боекомплект 20 мин). Большое внимание во Франции уделяется созданию колесных боевых бронированных машин. Значительная их часть была выпущена для экспорта.
Поступившая в конце 70-х годов на вооружение сухопутных войск колесная (6х6) БРМ AMX-10RC, кроме ведения разведки, может использоваться для непосредственной огневой поддержки пехотных подразделений и борьбы с танками противника. Машина имеет довольно мощное вооружение - 105-мм гладкоствольную полуавтоматическую пушку (длина ствола 48 клб), установленную в бронированной башне. Как сообщается, бронебойный оперенный снаряд с отделяющимся поддоном пробивает тройную танковую мишень НАТО на дальности 2000 м. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, на бортах кормовой части башни смонтированы дымовые гранатометы. Система управления огнем СОТАС включает лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Наводчик имеет телескопический прицел М504, объединенный с электронным узлом автоматического ввода данных для корректировки стрельбы. Ведение огня в темное время суток осуществляется с помощью телевизионного прибора ночного видения (с двумя экранами для командира и наводчика) и ИК прицела. На большинстве БРМ AMX-10RC использован такой же двигатель, как и на БМП АМХ-10Р, но последние партии машин поставлялись с дизельным двигателем 6F11SRX мощностью 300 л.с. Двигатель размещен в кормовой части машины. Через гидравлический преобразователь крутящего момента он соединен с четырехступенчатой коробкой переключения передач, сочетающей функции механизма поворота. AMX-10RC поворачивается при разных скоростях вращения колес правой и левой сторон. Регулируемая гидропневматическая подвеска позволяет изменять величину дорожного просвета от 210 до 600 мм. Давление воздуха в шинах регулируется в зависимости от типа грунта. При движении по воде со скоростью до 7 км/ч используются два водометных движителя. Машина оснащена фильтровентиляционной установкой и радиостанцией. Сухопутным войскам Франции поставлено более 270 БРМ AMX-10RC.
Около 100 таких машин закуплено Марокко. В 1984 году в разведывательные подразделения французской армии поступили первые плавающие колесные (6х6) БРМ ERC-90 F4 "Сагэ". Всего заказано 176 единиц с завершением поставок в текущем году. Машина в основном предназначена для оснащения частей "сил быстрого развертывания" и приспособлена для транспортировки по воздуху и сбрасывания на парашюте. Сварной стальной корпус защищает от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Машина вооружена 90-мм пушкой, установленной в двухместной башне. Боекомплект (20 выстрелов) включает кумулятивные и бронебойные подкалиберные оперенные снаряды, пробивающие броню толщиной до 250 мм по нормали на дальности до 1000 м. В систему управления огнем входят лазерный дальномер, дневной и ночной прицелы. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. На бортах башни смонтированы дымовые гранатометы. Моторно - трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель соединен с механической коробкой передач. Подвеска колес независимая пружинная, с телескопическими гидравлическими амортизаторами. При движении по дорогам с твердым покрытием средняя паре колес поднимается. Шины низкого давления, ячеистого типа. Движение на плаву со скоростью до 9,5 км/ч осуществляется с помощью двух водометов.
На модернизированном варианте БРМ ЕРС-90 F4 "Сагэ-2" установлены два дизельных двигателя и автоматическая трансмиссия. Боекомплект пушки увеличен на 13 выстрелов. В настоящее время основным средством транспортировки мотопехотных подразделений сухопутных войск Франции является колесный бронетранспортер VAB, принятый на вооружение в 1974 году. Он заменил устаревший гусеничный БТР AMX-VTT M56. Всего для французской армии заказано более 4000 бронетранспортеров VAB (в основном в двухосном варианте), из них уже поставлено около 2800 единиц. БТР имеет закрытый стальной сварной корпус с противопульным бронированием. Водитель и командир размещаются впереди. В средней части корпуса находится силовая установка, а за ней - десантное отделение с двумя люками в корме. В бортах корпуса имеются амбразуры для ведения огня из сгрелкового оружия. Хотя бронетранспортер VAB вооружен 7,62- или 12,7-мм пулеметом, на нем может быть установлена автоматическая пушка малого калибра. Около 60 машин выполнены в варианте самоходного ПТРК "Мефисто" (боекомплект 12 ракет "Хот"). На данном БТР применен шестицилиндровый дизельный двигатель, который через гидротрансформатор соединен с коробкой передач. Подвеска колес независимая торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Водные преграды преодолеваются без предварительной подготовки.
Движение на воде со скоростью 7 км/ч осуществляется с помощью двух водометов. Кроме перевозки пехоты, бронетранспортер VAB используется для буксировки 120-мм миномета, а также в качестве командно-штабной, санитарной, ремонтной и транспортной машин. В 1987 году началось производство бронеавтомобиля М11, предназначенного главным образом для ведения разведки и применения в варианте самоходного ПТРК "Милан". Кроме этого, он может применяться в качестве машин связи и управления, патрульной и санитарной. Корпус бронеавтомобиля сварен из стальных листов толщиной 5-11 мм. В его передней части установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель. Подвеска передних колес пружинная, а задних - торсионная. Вооружение - 7,62-мм пулемет. Всего для сухопутных войск планируется поставить 3000 бронеавтомобилей М11, из которых 2000 будут выполнены в разведывательном варианте. Как отмечается в иностранной печати, некоторые французские фирмы разрабатывают в инициативном порядке и другие образцы бронетанковой техники, предназначенные в основном на экспорт.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Боевая масса, т | 15 |
Экипаж, чел | 3 |
Размеры, мм | длина с пушкой вперед 6360 ширина 2510 высота 2300 клиренс 370 |
Броня, мм | корпус, лоб / борт / корма 40 / 20 / 15 башня, лоб / борт 40 / 20 |
Вооружение | пушка, калибр, мм / тип 90 / НП пулеметы, кол-во х калибр, мм 2 х 7.62 |
Боекомплект | выстрелов 32 патронов 4000 |
Двигатель | марка SOFAM Gxb тип бензин. жикостного охлажд. |
Мощность двигателя | 250 л.с. |
Удельное давление на грунт, кг / св кв. | 0.76 |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 400 |
Препятствия, м | вертикальная стенка 0.65 ров 1.6 брод 0.6 |
подъем, град | 31 |
Если Вы зашли на сайт "со стороны", то можете воспользоваться вышестояшим разделом Бронетехника или зайти на Главную страницу сайта