Глава 8 Компоновка и техническое описание
Компоновка танка обычная, традиционная с передним расположением отделения управления, средним — боевого отделения и кормовым — моторно-трансмиссионного отделения. Танк М1 выгодно отличается от предшествующих американских танков силуэтом и общей конфигурацией. Существенное уменьшение высоты танка по сравнению с М60 с 2750 мм до 2375 мм не могло не вызвать отдельных изменений компоновки, тем более что это вытекало из новых требований к живучести танка — изолированное размещение боекомплекта, топлива и рабочей жидкости гидросистемы. Помимо уменьшения высоты танка было также уменьшена его ширина — с 3630 мм до 3480 мм. что вынудило прибегнуть к увеличению длины корпуса танка с 6950 до 7920 мм, с тем чтобы обеспечить необходимый внутренний объем машины, Внутренний объем танка составляет 19.7м3, из которых на долю отделения управления приходится 2,5м3, боевого отделения — 10,4м3 и силового отделения — 6,8 м3
Из таблицы вытекает, что наибольший внутренний объем из сравниваемых танков у М1. Это вызвано оснащением танка, большим количеством разнообразной (в том числе электронной) аппаратуры и оборудованием (СУО, вооружение, ППО). а также большим количеством топлива и изолированным размещением боекомплекта, топлива и рабочей жидкости гидросистемы.
Отделение управления. В отделении управления посередине рабочее место механика-водителя. Сиденье водителя в нижнем положении находится в непосредственной близости к днищу, вследствие чего при вождении танка с закрытым люком ноги водителя находятся в приподнятом положении в отношении тазобедренного сустава. Для обеспечения удобства работы в полулежащем положении сиденье водителя выполнено из трех элементов — подушки поясничной опоры и спинки, расположенных таким образом, что они облегают изогнутую спину водителя. Для опоры головы имеется регулируемый подголовник с мягкой обивкой. В отделении управления размещаются передние топливные баки — справа и слева от сиденья водителя, органы управления танком, щитки управления и контрольных приборов, баллоны ППО, механизм откидывания люка, педали остановочного и стояночного тормоза и другое оборудование.
Боевое отделение. Боевое отделение танка по своему размещению и компоновке принципиальна не отличается от традиционных для США схем. Оно расположено под вращающейся башней и имеет три рабочих места: командира танка — сзади справа и выше рабочего места наводчика, наводчика — впереди командира и заряжающего — слева от пушки на вращающемся сиденье в нижней части боевого отделения.
Рабочее место командира танка. Устройство рабочего места командира предусматривает пять возможных положений командира при выполнении им своих функциональных обязанностей:
— в положении 1 командир сидит и,пользуясь опти ческой приставкой, может наблюдать за целью, прицеливаться и вести огонь из пушки и спаренного пулемета. Для этой цели у него имеется рукоятка системы дублированного управления приводами наведения;
— в положении 2 командир сидит, откинувшись назад, он может вести наблюдение через смотровые приборы или через зенитный прицел. При обнаружении цели, он, наклонившись, занимает положение 1;
— в положении 3 спинка сиденья опущена на подушку, крышка люка приподнята, командир, стоя на спинке ведет наблюдение через щель между крышкой люка и крышей башни;
— в положении 4 крышка люка полностью откинута, сиденье приподнято, и командир, высунувшись по грудь из люка, ведет наблюдение вперед и по сторонам. Он может при необходимости вести в этом положении огонь из пулемета;
— в положении 5 командир стоит на платформе сиденья при откинутой спинке и подушке, высунувшись по грудь из люка. Он может вести круговое на блюдение.
Рабочее место наводчика. Рабочее место наводчика расположено впереди от командира. Основным инструментом его работы является прицел наводчика. Основной прицел установлен справа от пушки. Он выполнен в одном блоке с лазерным дальномером и оптической приставкой, обеспечивающей возможность пользования прицелом командира. На лицевой панели прицела-дальномера размещены щитки приборов управления наводчика. Справа сверху расположен щиток режимов работы СУО. Правее основного прицела расположен щиток контрольных приборов тепло-визионной ветви прицела. Вспомогательный прицел наводчика расположен справа от пушки и слева от основного прицела. Справа от основного прицела установлен электронный цифровой баллистический вычислитель. Он смонтирован в металлическом ящике: закрытом дверцей, фиксирующейся в открытом (рабочем) положении.
Рабочее место заряжающего. На рабочем месте заряжающего расположены: приемник радиостанции R-442/VRC, непосредственно под ним приемопередатчик RT-246/VRC, усилитель звуковой частоты AM-1780/VRC, рукоятка ручного управления затвором пушки, отражатель стреляных гильз, который в рабочем положении снимает с блокировки электрическую цепь спуска пушки, коробка ТПУ С- 1045X5- 1/VRC, селекторная коробка выбора частот C-2742/VRC, обеспечивающая включение радиостанций и выбор рабочих диапазонов частот, коробка автоматов защиты цепей, коленный выключатель привода шторки ниши бо-еукладки, стопор башни и пульты управления контрольных приборов. Кроме того, на рабочем месте заряжающего крепятся ящик со снаряженными лентами 7,62-мм патронов для спаренного пулемета, запасные стволы к 7,62-мм пулеметам, продпаек для экипажа и ЗИП 1-й очереди. Заряжающий производит заряжание сидя. Его сиденье вращающееся, снабжено, как и у других членов экипажа, ремнями безопасности, которые вместе с поворотными защитными устройствами и ограждением механизма выброса стреляных гильз призваны обеспечить безопасность работы заряжающего при движении машины.
Силовое отделение. Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса и занимает 52,8% от общего объема корпуса. В нем размещены:
Топливная система. Включает встроенный шестеренчатый насос, гидромеханический регулятор подачи топлива и дополнительную электронную систему регулирования подачи топлива, обеспечивающую последовательность операций запуска и регулирования скорости подачи топлива. ГТД является многотопливным и может работать на дизельном DF-1, DF-2 и авиационном топливе JP-4, JP-5, керосине и бензине, а также на более тяжелых топливах для морских судов.
Топливо размещается в 6 баках, из которых 2 передних расположены в отделении управления по обе стороны от водителя, два задних — по обе стороны от двигателя и два наружных бака — сзади сверху. Задние баки соединены между собой и с передними баками. В задних нижних баках установлены два электронасоса и в каждом переднем по одному. Передние баки между собой не соединены, из них топливо перекачивается в задние баки. Наружные баки соединены с задними баками. Топливо к двигателю подается только из задних (нижних) баков. На пути топлива к двигателю установлен влагоотделитель и блок фильтров, включающий два боковых и один центральный фильтрующий элементы.
Баки сложной конфигурации изготовлены из высокоплотного полиэтилена марки «Марклес» и покрыты пленкой из самозатягивающей резины, Изготавливаются методом ротационной отливки. Вес их на 40% меньше, чем вес традиционных металлических.
Система воэдухоочистки. Система воздухоочист-ки 2-ступенчатая фирмы «Дональдсон». Она состоит из фильтра предварительной очистки, 3-секционного фильтра тонкой очистки и системы сигнализации о засорении воздухоочистителя. Все элементы воздухоочистителя смонтированы в коробе прямоугольного сечения, закрытого защитной сеткой и размещенного под жалюзи на левой стороне крыши силового отделения. Общий объем воздухоочистителя 0,68%, Первая ступень предварительной очистки воздуха представляет собой короб с установленными в нем циклонами.
Вторая ступень состоит из трех отдельных картонных фильтров, уложенных в один ряд в корпусе воздухоочистителя . Для уменьшения пылевой нагрузки на воздухоочиститель забор воздуха осуществляется через жалюзи, расположенные под кормовой нишей башни.
Система смазки и охлаждения. Для охлаждения масла двигателя и трансмиссии имеется система охлаждения, включающая вентилятор и 3 радиатора. В систему смазки двигателя входят масляный бак, картер редуктора с маслоотстойником, масляный фильтр, масляный насос и сигнальное устройство. Последнее состоит из датчиков уровня и температуры масла и сигнальных ламп на щитке контрольных приборов. Для замены масла в баке и маслоот-стойнике редуктора требуется демонтировать силовой блок. При этом рекомендуется заменить масляный фильтр системы смазки. Доступ к фильтру, а также к спускным пробкам при установленном ГТД отсутствует.
Заправочная емкость системы смазки двигателя — 24.7 л.
Общий расход воздуха у ГТД — 880 м3/мин., из них на работу 280 м3/мин.
Расход мощности на нагнетатель ГТД — З0 л.с.
Затраты мощности на систему охлаждения при температуре воздуха +15 0С составляет 50 л.с, а при температуре выше 320 С — 100 л.с.
Трансмиссия. На танке установлена гидромеханическая трансмиссия Х-110О-ЗВ фирмы «Алиссон», Эта трансмиссия имеет одноступенчатый комплексный гидротрансформатор, четырехступенчатую планетарную коробку передач и дифференциальный двухпоточный механизм поворота с гидрообъемным приводом управления.
Гидротрансформатор состоит из насоса, турбины, направляющего аппарата и автоматически включаемого фрикциона, блокирующего гидротрансформатор при приближении числа оборотов турбины к оборотам насоса.
Планетарная коробка передач обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 передачи заднего. Она включает 5 фрикционных элементов (2 фрикциона и 3 тормоза) и 3 планетарных ряда, работающих по принципу 3-х звеньевых дифференциальных механизмов.
Гидрообъемный механизм поворота состоит из ра-диально поршневого регулируемого гидронасоса и такого же нерегулируемого гидромотора.
Остановочные тормоза — встроенные многодисковые, работающие в масле и охлаждаемые им. Привод управления тормозами — гидравлический. Тормоза рассчитаны на обеспечение эффективного торможения с замедлением 5—6 м/с2. При резком торможении танка отмечаются случаи травмирования членов экипажа. Кроме гидравлического привода имеется ручной механический привод, который обеспечивает использование остановочных тормозов в качестве стояночных. Отсутствие тормозного действия ГТД приводит к интенсивному использованию тормозов особенно на длинных спусках и в других неблагоприятных дорожных условиях, что отрицательно сказывается на сроке их службы, что и случилось при испытаниях «Абрамса» в горах Швейцарии.
Для трансмиссии предусмотрены два режима охлаждения: при температуре охлаждающего воздуха ниже +320 С работает один радиатор, а выше +320 С автоматически включается второй радиатор.
Органы управления движения танком. Управление поворотом и подачей топлива осуществляется с помощью колонки установленной впереди водителя. Колонка для удобства работы имеет 3 фиксированных положения. Радиус поворота танка зависит от угла поворота колонки и от выбранного диапазона коробки передач, а также от частоты вращения вала двигателя.
Ходовая часть. На танке установлена традиционная ходовая часть, в состав которой входят семикат-ковый гусеничный движитель и торсионная подвеска. Гусеничный движитель состоит из 7 (на сторону) двухскатных обрезиненных опорных катков диаметром 635 мм со съемными алюминиевыми дисками, двух односкатных обрезиненных поддерживающих катков диаметром 250 мм, двух направляющих двухскатных колес, взаимозаменяемых с опорными катками, и двух ведущих колес заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и гусениц с рези-нометаллическим шарниром,
Гусеница марки Т-142 двухпальцевая, моноблочная, обрезиненная, со стальным траком, с резино-металлическим шарниром и съемными резиновыми подушками с шевронными грунтозацепами. Гребни траков вильчатой конфигурации, съемные. Число траков в одной гусенице — 78. Ширина гусеницы — 635 мм, шаг — 193 мм. Резиновые подушки, по 2 на трак, крепятся к пальцам траков с помощью шпилек и гаек. Для движения по мягкому грунту или снегу подушки снимаются и края ячеек под подушки служат в качестве развитых грунтозацепов. Подвеска моноторсионная, стержневая с торсионами из высокопрочной стали (допускаемое напряжение кручения более 13000 кг/см2). Длина торсионов на всю ширину корпуса. Балансиры опорных катков кованые длиной 508 мм. 1 передних торсиона помещены в алюминиевые кожухи для защиты от повреждений и влаги. На 1 -х, 2-х и 7-х узлах подвески установлены гидравлические амортизаторы лопастного типа. Конструкция подвески обеспечивает возможность получить динамический ход опорного катка 381 мм, при статическом ходе 200 мм. Масса ходовой части составляет 10 тонн, что соответствует 18,9% от общей массы танка.
Электрооборудование.Система электрооборудования однопроводная с номинальным напряжением 24 вольта. В качестве источников питания служат шесть 12-вольтовых свинцово-кислотных батарей, расположенных а продольном правом отсеке силового отделения. Соединение АКБ смешанное. Общая емкость — 300 А ч.
Основной генератор переменного тока со встроенным выпрямителем мощностью 15, 6 кВт, напряжением 27,5 — 28,5 вольт, силой тока 650 А. С 1983 года устанавливается вспомогательный генератор, спаренный с ГТД зарядного агрегата «Джемини», мощностью 10 кВт при напряжении 28 вольт. Генератор бесщеточный переменного тока с встроенным твердотельным выпрямителем и трансформатором.
Системы дымопуска. По обеим сторонам башни установлено по одному 6-ствольному, гранатомету английской конструкции М239 для метания дымовых гранат. Гранатомет представляет собой фасонный корпус, в котором выполнены 6 цилиндрических каналов (стволов). В корпусе размещено электрозапальное устройство для запуска ракет.
Заряжание гранатомета ручное с выходом из танка. Стрельба может производиться группами по три выстрела с каждой стороны. Для этой цели на щитке контрольных приборов командира имеется панель гранатомета, на которой установлен переключатель и две кнопки.
Дымовая граната L 8A1 представляет собой цилиндрический корпус, заполненный смесью красного фосфора и бутиловой резины, которые при сгорании образуют дымовое облако. Воспламенение гранат происходит на высоте 7—10 метров над грунтом. Дальность метания гранат — 30 метров. Гранаты в гранатомете размещаются под разными углами по отношению к продольной оси танка от 0 до +55 град. Через 3 сек. после выстрела образуется облако дыма высотой 30 метров и шириной 100.
Помимо дымовых гранатометов на танке установлена термодымовая аппаратура. Принцип действия аппаратуры заключается во впрыскивании дизельного топлива в выхлопную трубу и неполного его сгорания в ней.
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 9
См. так же Основной боевой танк М1 (США)