Неоконсервативный постмодернизм
19.11.2020
Неоконсервативный постмодернизм в искусстве и архитектуре ратовал за эклектичную смесь архаичных стилей и современных конструкций. В архитектуре, как можно судить по работам Филипа Джонсона ( 1906-2005), Чарльза У. Мура ( 1925-1993), Роберта Вентури (род. 1925), Майкла Грейвза (род. 1934), Роберта Стерна (род. 1939) и других, этот подход предполагал использование неоклассических элементов вроде колонн в качестве общепонятных символов с целью украшения обычных современных зданий, в конструкции и организации пространства подчиненных рациональным императивам эффективности и прибыли. Для доставки конструкций заказывали грузовое такси, а для их установки – известных архитекторов.
Аналогичным образом в искусстве — у Франческо Клементе (род. 1952), Ансельма Кифера (род. 1945), Дэвида Салле (род. 1952) и Джулиана Шнабеля (род. 1951) — отсылки к традициям прошлого использовались в виде цитат-клише, украшающих обычную модернистскую картину (в зависимости от национальности художника эти отсылки варьировались: Клементе брал их из итальянской культуры, Кифер — из немецкой, Салле и Шнабель — из американской]). Что же делало их работы постмодернистскими? Они не вступали с модернизмом в серьезный конфликт и не пытались преодолеть его формально. Скорее они искали примирения с публикой (то есть с рынком), якобы уставшей от слишком концептуальных искусства и архитектуры шестидесятых и семидесятых годов.
Далеко не демократическое (вопреки отдельным декларациям), это примирение было одновременно элитистским по своим историческим аллюзиям и манипулятивным по своим консьюмеристским клише. «Американцы испытывают дискомфорт, сидя в кубе, — заметил однажды Вентури. — Они должны быть дома и вместе с семьей смотреть телевизор».