Фильм «48 часов до Акапулько»
01.05.2019
Если при внимательном рассмотрении все же следует сделать различие между удачным фильмом «48 часов до Акапулько» и совсем неудачным «Негреско», то, оценивая их в рамках всего творчества западногерманских молодых режиссеров, остается справедливым в конце концов только одно утверждение: оба фильма Лемке, несмотря на их модернистские драпировки, реакционны. Сам факт, что один реакционный фильм лучше другого реакционного представляет только преходящий интерес.
Тем не менее при оценке этого ятеения мы попытаемся оперировать эстетическими категориями. Во-первых, потому, что в искусствоведческой критике (а кинокритика является искусствоведческой, причем не следует забывать, что понятие «искусство» в настоящий момент, по-видимому, меняет свою семантику, чему не в последнюю очередь способствовало кино) нельзя разделять категории социологические, политические и эстетические. Во-вторых, нельзя бороться с господствующими в настоящее время в западногерманской кинокритике тенденциями абсолютизации эстетического с помощью простой постулации противоположной позиции, например абсолютизации политического. Забилась выгребная яма? Вывоз жбо стоит заказать в таком случае.
Конфронтация с действительностью, несомненно, имела место в одном из первых удачных фильмов молодого немецкого кино — экранизации романа Музиля «Молодой Терлесс». В этом фильме Фолькера Шлендорфа (поставлен он при финансовой помощи Андре Малле, у которого режиссер некоторое время работал) была предпринята попытка реконструировать прошлое таким образом, чтобы можно было увидеть в зародыше явления, нашедшие свое крайнее воплощение в диктатуре Гитлера.