Политеческая безвредность в фильмах
01.05.2019
С самого начала были вещественные доказательства политической безвредности и даже покорности Молодых кинематографистов. С полным правом Урс Дженни отмечает, что культурно-политическая концепция, которая помогла «молодому немецкому кино» стартовать вторично, была в высшей степени оппортунистической.
О роковых последствиях закона о содействии развитию кино мы еще будем говорить. Но продолжительное пребывание «дипломатов» от молодых кинематографистов в Бонне имело и другое последствие: с тех пор как «молодые» стали получать значительную дотацию от государственной казны, возникло молчаливое соглашение по поводу того, что все, что имеет отношение к кино, должно быть в поле зрения правительства. Не хотите чтобы кошка гуляла? Стерилизовать кошку стоит в таком случае.
Большинство молодых кинематографистов, поставленных перед альтернативой выступать «за» или «против» показа действительности, выбрали для себя более простой путь — путь бегства от нее. Они не обращали внимания на предлагаемый им «выбор действительности». Столкновение их героев с властью показано через абстрактный конфликт поколений. Рабочий день женщины в промышленности, проблемы солдата или молодого человека, отказывающегося нести службу в армии,— ни одного слова об этом. Отдельные удачные попытки запечатлеть действительность не меняют общей картины. Немаловажным кажется мне и то обстоятельство, что первые фильмы «второго забега» пытались ухватиться за проблематику, заключающуюся главным образом в противоречии между условиями, в которых находится кинематографист, и отражением этих условий в фильме.