Скульптор Шлютер
24.03.2019
Шлютер Андреас (ок. 1660 — до 23.06.1714), скульптор и архитектор, строитель королевского замка и Арсенала в Берлине. С мая 1713 работал в С.-Петербурге. За короткий — годичный — срок Шлютер организовал проектные работы по ряду объектов. Введением скульптурных фризов и рельефов на стенах между окнами он обогатил фасады Летнего дворца. Особенно удачным и непринужденным является барельеф над главным входом, изображающий Минерву в окружении трофеев, органически сочетающийся со стеной и наличником двери. В указе Петра, касающемся Летнего дворца и отделки интерьеров, Шлютеру предлагается «в Петергофе делать палатки по данному текену [чертежу]». Наименованием «палатки» в документах того периода обозначался павильон в Петергофе, позднее получивший наименование «Монплезир». Проект и модель для него были выполнены в мастерской Шлютера. Это подтверждает письмо Петра Меншикову, в котором говорится, что проект Монплезира передан им перед отъездом за границу архит. И. Ф. Браунштейну из-за смерти Шлютера. Последний успел только закончить наружную отделку центрального павильона, внутренние помещения которого позднее декорировал Ж. Леблон.
В зданиях, построенных с участием Шлютера, мало общего с его работами в Германии или Польше. В Летнем дворце еще наблюдается нечто отдаленно напоминающее его берлинские постройки, напр. башню “МиигШигт”; здесь, как и там, пластическое обогащение фасадов достигается гл. обр. средствами скульптуры. Но простота объемного построения, интимность композиции являются характерными отступлениями, отличающими в целом архитектуру дворца от вычурных барочных произведений этого мастера в Берлине. В архитектуре фасадов Монплезира невозможно обнаружить ничего общего с предшествующими творениями Шлютера. Особенности русского зодчества заставили даже такого выдающегося мастера изменить направление творчества. У вас много ненужного металла на участке? Вывоз металлолома СПб за деньги вас непременно заинтересует.
Смерть не позволила Шлютеру осуществить намеченные проекты. Позднее они были переработаны и осуществлены другими иностранными и русскими архитекторами. Есть основания предполагать, что Шлютер, привезший с собой из Германии Г. Шеделя, помог этому архитектору справиться с непосильной для него задачей создания такого грандиозного ансамбля, каким является дворец в Ораниенбауме. Более того, сохранившийся в копии упомянутый чертеж наводит на мысль, что именно Шлютер переработал прямолинейный фасад в дугообразный, создав в результате одну из самых пленительных дворцово-усадебных композиций в европейской архитектуре. Это тем более правдоподобно, что после смерти Шлютера осталось большое графическое наследство, использованное другими зодчими в застройке С.-Петербурга, и сам архитектурный образ ораниенбаумского дворца не противоречит характеру шлютеровского творчества.