Веджвуд: неоклассицизм в промышленном производстве
22.01.2019
Одновременно Веджвуд работал над усовершенствованием кремовой глазури для фаянса. Посуда, покрытая кремовой глазурью, уже производилась в Стаффордшире некоторое время, однако Веджвуд пытался сделать глазурь белее обычной и добиться стабильной окраски при обжиге. Опыты успешно завершились в 1765 году, и с этого момента начался широкий выпуск знаменитого веджвудского кремового фаянса. Посуда декорировалась эмалью, нанесенной либо вручную, либо при помощи метода переводной печати. Это был новый, более быстрый способ нанесения, разработанный ливерпульской фирмой «Сэлдер энд Грин», сотрудничавшей с Веджвудом. К 1766 году производство кремового фаянса стало настолько прибыльным, что Веджвуд свернул выпуск посуды с зеленой глазурью.
Заметки Веджвуда в «Книге экспериментов» свидетельствуют о его размышлениях и над формой посуды, которая, по его мнению, была далека от идеала. До середины 1760-х годов она не претерпевала заметных изменений. Сосуды кремового фаянса не особо отличались по форме от сосудов, покрытых зеленой глазурью, хотя формованный орнамент использовался реже или вообще отсутствовал. Самое заметное отличие появилось с внедрением росписи эмалью, порой весьма изысканной, которая наносилась вручную или переводным способом после глазурования. Решили заняться внешне-экономической деятельностью? Логистический аутсорсинг понадобится в таком случае.
В течение последующего десятилетия, вплоть до 1774 года, когда вышел каталог веджвудской посуды, форма его изделий становилась все более лаконичной, а декор все сильнее тяготел к неоклассицизму. Веджвудский кремовый фаянс — или «королевский» фаянс, как назвал его Веджвуд после того, как в 1765 году королева Шарлотта заказала себе сервиз, — стал очень популярен и в Англии, и за ее пределами. Это была посуда, которая нашла свою нишу между иностранными изделиями Каталог «королевского» фаянса Веджвуда, 1774. По сравнению с продукцией раннего периода, тяготевшей к барочным мотивам, представленные изделия имеют упрощенную форму. Качество гравюр еще сильнее подчеркивает неоклассический стиль весьма низкого качества и безумно дорогими фарфоровыми сервизами королевских фабрик Севра, Мейсена и Копенгагена. По большей части своему успеху он обязан неоклассической чистоте и лаконичности форм. Веджвуд сам не осознавал этого, но, когда в 1769 году ему заметили, что в моде простота и строгость, он стал еще больше упрощать дизайн «королевского» фаянса11. Популярность веджвудского фаянса росла вплоть до конца 1770-х, пока рынок не насытился. В 1778 году Веджвуд писал: «Моя посуда больше не редкая вещица, ей полна каждая лавка, каждый дом, каждый коттедж». Тем не менее эта посуда производилась вплоть до XIX века, при этом становилась все более утонченной и подчеркнуто «неоклассической».