Идиллическая картина золотого века
22.01.2019
До последнего времени историки не подвергали сомнению эту идиллическую картину золотого века и не помышляли, что в этот период Рим был далеко не так стабилен и переживал серьезные внутренние проблемы. Такой довод не нашел бы понимания в XVIII столетии просто потому, что лишил бы античность ее привлекательности. Главная отрада от изучения древностей заключалась для праздных классов в том, что они получали возможность прикоснуться к цивилизации мира и покоя. Стремясь применить классические принципы и образы в современной жизни, они отстранялись от перемен, которые эта жизнь несла.
Конечно, можно справедливо заявить, что, когда тот же Веджвуд использовал неоклассические мотивы в оформлении керамики, он делал это потому, что такой стиль был в моде. Мечтаете о большом доме? Закажите индивидуальное проектирование домов Москва в аритектурном бюро ARTEMUMA и ваши мечты станут реальностью.
Возникает вопрос: а почему в моде был именно неоклассицизм? Чтобы ответить на него и понять, почему именно неоклассицизму, а не какому-либо другому стилю отдавали предпочтение покупатели XVIII века, нужно понять, что он значил для них. К сожалению, восстановление вкусов потребителей — слишком сложная историческая задача, дающая по большей части неудовлетворительные результаты. Даже если мы обнаружим свидетельства нескольких человек, давших себе труд сформулировать и записать свои побуждения, мы не можем целиком на них полагаться, так как не будем уверены в осознанности их выбора и мотивов. Более того, мы не сможем быть уверены и в том, что предпочтения этого человека разделяли другие люди, даже того же пола, возраста или класса. В таком случае лучшее, что мы можем сделать, — это выделить набор факторов, которые определяли поведение потребителей в конкретный период времени. Вообще говоря, лучшим источником исторических сведений о вкусах потребителей (во всяком случае, если мы исследуем историю дизайна) являются свидетельства производителей — уж они-то должны были держать руку на пульсе рынка, поэтому их воспоминания для нас ценны куда больше, нежели разрозненные отзывы обывателей. Работы Джозайи Веджвуда, в числе прочего, подтверждают, что в конце XVIII века именно неоклассицизм наилучшим образом примирял с прогрессом высший и средний классы.