Увлечение артефактами классического периода
22.01.2019
Увлечение артефактами классического периода связано с тенденциями неоклассицизма, течения, которое сформировалось в 1750-1760-е годы и оказало сильное влияние на вкус европейцев. В противовес выхолощенному стилю рококо, господствовавшему в первой половине столетия, приверженцы неоклассицизма стремились вернуть искусству чистоту форм и выразительность, присущие культуре Греции и Рима. Мощным импульсом для развития этого движения стало открытие Геркуланума и Помпей (1738 и 1748 годы) — поездки в Италию и изучение древних памятников стали неотъемлемой частью программы классического образования.
В среде европейской знати стало модно ездить в Рим для осмотра и приобретения древностей, а в случае особого интереса — и для участия в раскопках. Было ли это увлечение английской древностью или же античными руинами, причины схожи — изучение реликвий прошлого помогало людям понять, каким должно быть настоящее. Парадокс вкусов XVIII века — уникальной эпохи, зачарованной прогрессом и в то же время увлеченной далеким прошлым, — проявлялся в любом произведении неоклассицизма. Это не было слепое копирование классики: при помощи античных образов и форм художники передавали дух нового времени. Результаты подчас выглядели неоднозначно. Стихи Сэмюела Джонсона были посвящены современным темам, но с формальной точки зрения они являлись подражанием стилю римского поэта Ювенала. Хотите добиться возмещения ущерба, приченного в ДТП? Отправьте заявление в страховую компанию и вопрос решится в кратчайшие сроки.
В архитектуре (например, загородных усадеб конца XVIII века) широко применялись античные мотивы и элементы внешнего декора, однако внутренняя планировка была строго подчинена современным нуждам. В целях популяризации науки врач и ученый Эразм Дарвин воспользовался не сухим научным языком, а стихотворной формой эпической поэмы. Его произведение «Ботанический сад» вышло в двух частях, опубликованных в 1789 и 1791 годах, и имело огромный успех у публики. Для описания научных предметов он специально использовал мифологические образы и метафоры: мощь паровой машины, например, сравнивается с силой Геркулеса. С современной точки зрения это произведение выглядит странным и несколько надуманным, но его популярность свидетельствует о том, что для общества того времени такой способ трансляции прогрессивных идей и знаний был вполне приемлем.