В мастерской
05.07.2017
В мастерской колористическое состояние чаще всего теплое и тональность средняя. Поэтому, если писать голову в мастерской с большого расстояния, изменения цвета головы происходят именно в эту сторону. Такое изменение станет очевидным, если написать две головы, из которых одна находится явно ближе другой и частично перекрывает вторую. Тогда совершенно ясно, что на ближней голове тени гуще и ярче, а света цветнее и светлее. Дальняя голова вся окажется сближенной по цвету и тону.
Такой этюд полезен и даже необходим, если в композиции головы находятся на разных планах. Ближнюю голову еще можно писать отдельно, но дальнюю можно писать, только сравнивая основные тональные и цветовые отношения. Кроме того, при соприкосновении в пространстве локальных цветов станет ясно, насколько и в какую сторону отличается локальный цвет одной головы от локального цвета другой — желтее, краснее, холоднее и т. д. При работе над двумя головами, расположенными в разных планах, приходится писать один предмет, глядя на другой, или, как иногда говорят, писать не предметы, а разницу между ними. Конечно, Рафаэль не писал с натуры одновременно себя и художника Содома. Не хватает времени на уход за больным родственником? Посмотрите психоневрологический дом интернат для престарелых и инвалидов. Здесь они круглосуточно будут окружены теплотой, заботой и вниманием.
При работе на солнце иногда возникает одно непредвиденное затруднение. Предположим, художник пишет довольно большой этюд, сантиметров 80 по большой стороне, и, конечно, старается заслонить его от непосредствен но падающих лучей — с помощью зонта, или поставив этюд против света, или еще как-нибудь загородив. Сам художник стоит на солнце и время от времени отходит подальше. И вот художник замечает, что он никак не может попасть в цвет. Вблизи, когда он кладет мазок, цвет выглядит теплым. Издали тот же цвет становится пронзительно-холодным. И так мазок за мазком. Наконец, художник решается на отчаянный шаг он кладет чистую изумрудную — и все равно она вблизи кажется цвета зеленой земли. Тут только человек соображает, что на нем надета красная куртка, и все беды происходят от рефлексов, которые падают на этюд от этой куртки. Нельзя во время работы надевать цветную одежду. Ее влияние сказывается всегда — сильнее на солнце, слабее в комнате. Кроме того, яркие цвета отвлекают глаз, мешают видеть достаточно тонко и точно цвета на этюде. Не зря традиционной одеждой импрессионистов считалась серая блуза.
Проблема декоративности на первых курсах стоит в той мере, в какой она может быть достигнута самим характером постановки. Постановка сама может быть настолько декоративна, что этюд, написанный с нее без всяких ухищрений, будет тоже декоративен.